Меню сайта   Биография Алана Проста   Новости

главная страница

Ferrari

Benetton

Сезон 2006

Видео на CD,DVD,VHS

Автор сайта

Гостевая книга

Новые болиды команд на 2006 год
 

Четырехкратный чемпион мира

Конечно же, этот французский пилот больше относится к команде "Макларен", и все его достижения связаны именно с ней. Однако, все же, в "Феррари" Алан Прост выступал некоторое время и, поэтому, его имя не упомянуть нельзя.

 

Одни провозглашали его суперпрофессионалом и непревзойденным тактиком. Другие видели в нем умного и тонкого политика. В истории Формулы-1 он выиграл множество Гран-при и четырежды становился чемпионом. Алан Прост, за которым, как ни странно, в Формуле-1 закрепилось прозвище Профессор, мог бы стать даже профессиональным футболистом. Благодаря любительским занятиям картингом, которые несли ему победы в чемпионате мира 1973 г., он и выбрал машины. Остальное, как говорится, история. Успех за успехом, титул за титулом - и этот невысокий француз с носом «уточкой» набрал в свой актив 51 победу. В среднем он зарабатывал по 4 очка за каждую гонку, проведенную в 90-х гг, и каждый раз приходил третьим. За исключением Фанхио и Аскари, которые соревновались во времена гораздо менее жесткой конкуренции, почти никому больше не удавалось добиться такого высокого среднего результата.

Многие находили стиль Проста несколько блеклым и даже обвиняли его в этом. Но ему не нужно было невероятных ухищрений для того, чтобы добиваться высоких скоростей. У него и так все получалось: спокойно, без суеты и тем не менее чертовски быстро. Он нечасто бывал ярким в гонке, больше предпочитал выждать, чтобы сделать свой ход, чем гнать сломя голову, как будто каждый круг пос­ледний.

Победитель или злодей

Он никогда не стеснялся сойти с дистанции, если считал, что ситуация слишком опасна. Так он поступил на Гран-при Великобритании в 1988 г. Те, кто пытался умалить заслуги Проста, говорили, будто он «подгонял» команду под себя за счет других гонщиков. Другие возражали, отвечая, что если в его распоряжение предоставляли самую современную технику; то это только потому, что он мог использовать ее лучше остальных. Вот так во многих командах Алан Прост получил репутацию злодея. Но, несмотря на бесконечную критику, он продолжал побеждать.

Четыре чемпионских титула - в 1985, 1986, 1989,1993 гг. - говорят сами за себя.

После блистательных побед в юниорской формуле Алан, перескочив ступень Формулы-2, в 1980 г. дебютировал в Формуле-1. Это произошло в Аргентине. По тем временам «Макларен» Проста был не самой быстрой машиной, но ему все-таки удалось обойти более опытного партнера по команде Джона Уотсона и прийти шестым. В Бразилии он занял уже пятое место, но затем, в Южной Африке, сломал запястье и вынужден был пропустить третью и четвертую гонки сезона. В конце года авторитетный журнал «Аутокурс» занес Проста в число 12 лучших гонщиков. «Если бы список готовился после Южной Америки, - писал Морис Гамильтон, Прост наверняка оказался бы в пятерке сильнейших».

У «Рено» дела шли в гору, и ей не терпелось подписать контракт с самым талантливым французским гонщиком. В 1981 г. Алан сел за руль желтенькой машины «Рено» и начат свое победное шествие с успеха на Гран-при Франции. Затем последовапи победы в Голландии и Италии, что позволило ему занять пятое место в сезоне. В 1982 г. он поднялся на ступеньку выше, а в 1983 г. был уже вторым, отстав от победителя, Нельсона Пике, только на два очка.

Устав от обвинений прессы в том, что его затмевает Пике, Прост в 1984 г. вернулся в «Макларен», но вновь в итоге стал вторым, уступив своему партнеру Ники Лауде всего полочка. В 1985 г. Алан наконец завоевывает титул чемпиона мира. В 1986 г. после гонки в Аделаиде он снова стал чемпионом. В той гонке у Мэнселла разорвало колесо. Пике, опасаясь, что то же самое случится с ним, заехал в боксы, пропустив Проста и, таким образом, дав ему победить в гонке, а значит, и в чемпионате. Большие неприятности команды «Уильямс», казалось, не волновали Проста, и это понятно, ведь никто тогда не знал, что еще задолго до финиша стрелка прибора в его машине показала, что топливный бак пуст.

Три последующих сезона с «Маклареном» закончились одним четвертым местом, одним вторым, вслед за Сенной в 1988 г., и потом опять первым в 1989 г. после конфликтной гонки с Сенной в Японии.

Взаимная антипатия между ними вновь дала о себе знать в 1990 г., после перехода Алана в «Феррари». Лидируя при заходе в первый поворот на трассе в Сузука, бразилец не дал места Просту. Они столкнулись, в Сенна стал чемпионом, а Прост занял второе место. В 1992 году Прост впервые за свою карьеру в Формуле-1 не выиграл ни одной гонки. Разочарованный в своей машине и в действиях руководства «Феррари», Прост слишком часто позволял себе делать критические замечания. В результате его уволили, и он отправился комментатором на французское телевидение

Но страсть к гонкам не покидала Алана, и в 1993 г. он вернулся, чтобы спеть свою лебединую песню. Прост провел блистательный сезон, одержав семь побед и выиграв в четвертый раз титул чемпиона мира. В 1994 г., когда Алан узнал, что в команду должен прийти Сенна, он объявил о своем окончательном уходе из спорта. В дальнейшем он некоторое время работал консультантом команды «Макларен», а затем выкупил команду «Лижье» и дал ей свое имя уже к сезону 1997 года.

Статистика выступлений Алана Проста
1980

11 Гран-при, 5 очков, 15-е м. в общ, зач.

1981

16 Гран-при, 2 поула, 1 лучший круг, 3 победы, 43 очка, 5-е м. в общ, зач.

1982

16 Гран-при, 5 поулов, 4 лучших круга, 2 победы, 34 очка, 4-е м. в общ, зач.

1983

15 Гран-при, 3 поула, 3 лучших круга, 4 победы, 57 очков, 2-е м. в общ, зач.

1984

16 Гран-при, 3 поула, 3 лучших круга, 7 побед 71,5 очка, 2-е м. в общ, зач.

1985

16 Гран-при, 2 поула, 5 лучших кругов, 5 побед 73 очка, 1-е м. в общ, зач.

1986 16 Гран-при, 1 поул, 2 лучших круга, 4 победы, 72 очка, 1-е м. в общ, зач.
1987

16 Гран-при, 2 лучших круга, 3 победы, 46 очков, 4-е м. в общ, зач.

1988

16 Гран-при, 2 поула, 7 лучших кругов, 7 побед, 87 очков, 2-е м. в общ, зач.

1989

16 Гран-при, 2 поула, 5 лучших кругов, 4 победы, 76 очков, 1-е м. в общ, зач.

1990

16 Гран-при, 2 лучших круга, 5 побед, 71 очко, 2-е м. в общ, зач.

1991

1991 15 Гран-при, 1 лучший круг, 34 очка, 5-е м. в общ, зач.

1993

16 Гран-при, 12 поулов, 6 лучших кругов, 7 побед, 99 очков, 1-е м.

Итого: 201 Гран-при, 32 поула, 41 лучший круг, 51 победа, 798,5 очка.

Команда "Прост"

Идея создания национальной французской команды формулы 1 возникла сразу же, как только начали проводиться чемпионаты мира. На протяжении пятидесяти с лишним лет "Talbot", "Matra Sport", "Renault", "Ligier" пытались одержать "стопроцентно французскую" победу в формуле 1. Но ничего не выходило: "Talbot" в начале 1950-х не могли сражаться с непобедимыми итальянскими командами; надежды "Matra Sport" погубил двигатель собственной конструкции; в "Renault" учились на собственных ошибках, но так и не смогли приспособиться к сумасшедшему темпу формулы 1; в "Ligier" даже в период ее наивысшего взлета в 1979-1980 царила некоторая безалаберность. Так что все попытки выиграть чемпионат мира исключительно силами Франции оказались неудачными. В то же время французские гонщики часто занимали лидирующие позиции в формуле 1, и настал момент, когда самый знаменитый и титулованный из них решил взяться за создание национальной команды самолично - чтобы, наконец, сделать то, чего не смогли его предшественники на этом тернистом пути.

Первый блин комом.

Второй - тоже (1989-1995)

     Мысль о создании своей команды формулы 1 Ален Прост вынашивал уже очень давно, практически с момента своего ухода из "McLaren" в конце 1989 года. Тогда, правда, Прост не продвинулся очень далеко - лишь заручился обещанием Джона Барнарда работать в его команде, если таковая будет создана. А этого-то как раз и не произошло - Прост перешел в "Ferrari", затем, после года отпуска, - в "Williams", где выиграл свой четвертый чемпионат... И вот тут-то Прост вернулся к своей идее, прежде всего попытавшись получить статус партнера "Renault" - ведь без единственного в то время французского мотора в формуле 1 будущая команда не могла стать "национальной французской"! Прост вполне мог рассчитывать на успех - чемпионат он выиграл за рулем "Williams-Renault", к тому же после ухода из гонок занял в "Renault" место специалиста по связям с общественностью, - но дорогу ему перебежал Флавио Бриаторе, добившийся для "Benetton" равных с "Williams" прав. А пытаться убедить руководство концерна поставлять двигатели и третьей команде, причем также как партнеру, а не как клиенту, было сродни попытке высечь воду из скалы. Так что и вторая попытка Просту не удалась.

"Prost" вместо "Ligier" (1996-1997)

 Может быть, именно тогда Ален понял, что пытаться создать собственную "конюшню" на пустом месте - дело безнадежное, и решил идти другим, получавшим все большее и большее распространение, путем - купить одну из существующих команд. Поскольку покупаемая команда должна быть также французской, у Проста после банкротства "Larrousse" оставалась единственная кандидатура - "Ligier", в то время принадлежавшая Бриаторе (купил ее Флавио в свое время именно из-за моторов "Renault"). В 1996 году там уже вовсю шла подготовка к "великой французской революции" и освобождению команды от итальянского владычества, возглавляемая Ги Лижье и Жаком Лаффитом. Попытка, однако, не удалась, и в "Ligier" все вроде бы осталось по-прежнему. Тем временем Прост, тщательно скрывая свои планы, начал переговоры с Бриаторе о покупке команды. Тот не слишком стремился удержать "Ligier" в своих руках - ему и без того хватало хлопот с "Benetton" - и долго упрашивать себя не заставил. Затем Прост по старой дружбе обратился к Барнарду, в то время работавшему в "Ferrari", и Джон, которого, как и в "Benetton" пять лет назад, хотели заставить конструировать машину специально для Шумахера, тут же ушел из Маранелло. Финальным аккордом стало достигнутое соглашение с "Peugeot" о партнерстве, начиная с сезона 1998 года.

     Обо всех этих грандиозных приготовлениях широкая общественность и не подозревала до февраля 1997 года, когда буквально накануне открытия сезона Ален Прост предстал ошеломленному миру как владелец 100% акций "Ligier". Чтобы усилить эффект, Ален заявил, что у него уже заключены контракты с гонщиками на 1998 год, что вызвало настоящую бурю слухов о приходе в команду Алези, Буйона, Лагорса и других пилотов, уже не французов, - Хилла, Бергера, Хаккинена.

     Для полной картины не хватало только фамилии четырехкратного чемпиона мира в названии команды. Здесь Просту пришлось повозиться. В "Договоре согласия", подписанном в 1996 году, указывалось, что для переименования любой команды формулы 1 требуется согласие владельцев всех остальных команд - членов договора. Прост смог заручиться согласием всех, кроме Эдди Джордана. Ирландец, команду которого предсезонная деятельность Проста лишила моторов "Peugeot", долго упрямился, и потребовался весь авторитет Проста и вмешательство самого Макса Мосли, чтобы Эдди наконец дал добро на появление "Prost Grand Prix" вместо "Equipe Ligier".

Движение по инерции (1997)

     "Я пришел, чтобы побеждать!" - сказал Прост перед началом первого для его команды сезона. Но никто не ожидал, что слова четырехкратного чемпиона мира окажутся настолько близкими к реальности. Уже в открывавшем сезон Гран При Австралии Оливье Панис стал пятым, затем в Бразилии финишировал на подиуме - третьим. В Монако он взял еще три очка, а в Испании вполне мог и выиграть - стартовав двенадцатым, он продирался вперед сквозь ряды соперников и вышел к концу гонки на второе место позади Жака Вильнева. Но тут Оливье уткнулся в отстававшего на круг Эдди Ирвайна, который явно стремился придержать Паниса и следовавшего за ним Алези, чтобы тех мог догнать не успевавший за парой французов Шумахер. Судьи быстро назначили Эдди stop-and-go, но для Паниса было уже поздно: догнать Вильнева он не успел.

Тем не менее, даже потеряв победу в Испании, после шести этапов Панис шел на третьем месте в чемпионате мира! Оливье уже готовились воспринимать чуть ли не как соперника Вильнева и Шумахера в борьбе за титул чемпиона мира, но на следующем же этапе в Канаде он, врезавшись в стену на большой скорости, получил сложные переломы обеих ног и выбыл из борьбы на неопределенный срок. Второй пилот "Prost" - японец Синдзи Накано - был усажен в кокпит только по протекции "Honda" и, даже принеся команде очко в Канаде, не мог рассчитывать на повторение результатов Оливье. Прост японца вообще не принимал в расчет, и новым первым номером его команды стал перешедший из "Minardi" Ярно Трулли. Во Франции, показав шестой результат в квалификации, он был вполне способен финишировать если не на подиуме, то хотя бы в зачетной шестерке. Но гонку ему испортил начавшийся дождь, из-за чего пришлось лишний раз останавливаться в боксах, и финишировал Трулли только десятым. Затем последовало четвертое место в Германии и отлично проведенная гонка в Австрии, где Ярно, бывший на стартовом поле третьим, долго лидировал и сошел из-за сгоревшего двигателя. К этому времени Панис по состоянию здоровья уже мог принимать участие в гонках, и Трулли все же пришлось уступить тому свое место. Прост попытался было дать Ярно закончить сезон, избавившись от Накано, но покровители японца из "Honda" не дали Алену это сделать. Единственное, чего добился Прост своими "антияпонскими" выпадами, - это резкое охлаждение отношений с "Mugen Honda", и вполне возможно, что серия пожаров двигателей в конце сезона имела своей причиной нежелание японцев выкладываться "на полную" ради команды, владелец которой считает их двигатели не более чем паллиативом, а их гонщика терпит лишь по необходимости.

     Вернувшись в формулу 1 на Гран При Люксембурга, Панис тут же финишировал шестым, но было ясно, что он еще не полностью вернул себе ту форму, что была у него в начале чемпионата. В итоге - девятое место в чемпионате мира. Трулли со своими тремя очками стал пятнадцатым, а Накано, повторивший в Венгрии свой канадский результат, разделил 16-18 места с Сало и Диницем.

     В Кубке Конструкторов команда стала шестой с 21 очком, даже несмотря на скомканный сезон. Успех был налицо, но секрет его лежал отнюдь не в организаторских талантах Проста. Став владельцем "конюшни" накануне сезона, Прост не успевал, да и не мог изменить в ней что-либо, так что "Prost" образца 1997 года фактически представлял собой "Ligier" - целостную, достаточно хорошо налаженную структуру. В 1996 году "Ligier", правда, не была способна на многое, но, стоило только уйти в "Arrows" Фрэнку Дерни, занимавшемуся последние два года исключительно копированием давным-давно устаревшего шасси "Benetton", и прийти на его место Лоику Бигуа, создавшему практически новую модель "-JS45", Панис тут же начал показывать отличные результаты и, если бы не авария в Монреале, мог бы побороться с гонщиками "McLaren" и того же "Benetton".

Неосуществленные мечты (1998-1999)

По-настоящему новая жизнь для "Prost" должна была начаться в 1998 году. Только вот жизнь эта мало походила на ту картину, что нарисовал Прост при покупке команды. Во-первых, окончательный переход Барнарда в "Prost" так и не состоялся - уйти-то из "Ferrari" он ушел, но вместо "Prost" оказался в "Arrows", так что заниматься разработкой нового шасси пришлось Бигуа под руководством Бернара Дюдо. Во-вторых, слова Проста о якобы имеющихся у него контрактах на 1998 год оказались уткой, призванной укрепить авторитет команды и ее руководителя и внушить уважение соперникам, - никаких контрактов на самом деле не существовало. Правда, Прост действительно попытался пригласить к себе Жана Алези и Дэмона Хилла, но в обоих случаях переговоры сорвались, и Алену пришлось оставить в команде как Трулли, так и Паниса. Пожалуй, единственным громким обещанием Проста, ставшим реальностью, было начавшееся сотрудничество с "Peugeot". Также появилась и целая группа французских спонсоров, для привлечения которых Прост использовал как свой авторитет четырехкратного чемпиона мира, так и гарантии на правительственном уровне, - "Total", "Bic" и другие.

     Даже несмотря на то, что многие из своих обещаний Прост не сдержал, теперь уже можно было смело говорить о том, что "Prost" - это новая команда, а не "Ligier" под другим названием. В ознаменование этого автомобиль 1998 года получил новый индекс "-AP01". Индексация Ги Лижье, чьи машины носили инициалы его друга Жозефа Шлессера, погибшего в Руане в 1968 году, окончательно ушла теперь в прошлое.

 Тезис о том, что в 1998 году пилоты "Prost Grand Prix" станут бороться за победы, не подвергался перед началом сезона ни малейшим сомнениям. Сам Прост откровенно заявил, что нельзя допустить, чтобы все победы и дальше доставались только "большой четверке". Французские журналисты уже приготовились петь хвалу синим машинам с длинными плоскими носами и силуэтами льва на них, а также их пилотам, и, конечно же, руководителю команды, но тут... Сказать, что сезон 1998 года был для "Prost" неудачным, значит ничего не сказать. Это было одно сплошное беспросветное поражение: все шестнадцать этапов Панис и Трулли провели в отчаянной и бесплодной борьбе со своими машинами. Главным недостатком "-AP01" стал сильно сдвинутый назад центр тяжести. В итоге, попытавшись увеличить колесную базу, как делали соперники, в "Prost" получили автомобиль еще хуже, чем был. Порядочно хлопот добавила и революционная коробка передач с углепластиковым картером - ее поломки донимали гонщиков весь сезон, - а когда механических проблем все же удавалось избежать, медленные "-AP01" все равно не могли обеспечить ничего другого, кроме мест во второй десятке в итоговом протоколе. Панис не смог подняться выше девятого места в Гран При Австралии, а Трулли принес команде одно-единственное очко в Бельгии, где даже Диниц на "Arrows" смог стать пятым. В Кубке Конструкторов команда Проста заняла девятое и последнее место.

     Провал был налицо, но Прост не отчаивался. В ходе сезона 1998 года персонал команды увеличился втрое, была построена и открыта новая фабрика в Гийанкур под Парижем (вот, кстати, и еще одна причина неудач - два переезда, как известно, приравниваются к одному пожару), а в проектировании шасси "-AP02" 1999 года принял участие Барнард, ушедший из "Arrows". Ему и его небольшой фирме "3B Technologies" была поручена разработка отдельных узлов шасси, например подвески, а также общее руководство работами (главным конструктором остался Бигуа). Модель 1999 года получилась мало похожей на "утконоса" "-AP01", хотя и являлась в общем его дальнейшим развитием, а больше всего своими скошенными боковыми понтонами напоминала "Lambo-291" 1991 года. Мотористы из "Peugeot" разработали для сезона 1999 года новый двигатель "-A18", значительно превосходивший прошлогодний по характеристикам и в то же время имевший на 6 кг меньшую массу. "Мы сделали шаг вперед", - со скромной гордостью заявил Прост на презентации команды в конце января, после чего вскользь упомянул о намечающейся конкуренции с "McLaren" и "Ferrari". Слова для одного из прошлогодних аутсайдеров очень самонадеянные, но, когда месяц спустя Трулли за рулем "-AP02" на тестах в Барселоне показал лучший результат - 1 мин 21,09 с (на "-AP01" он едва-едва смог "выехать" из 1 мин 25 с), - можно было подумать, что так оно и будет.

     Увы, амбиции Проста так и остались амбициями. По сравнению с предыдущим сезоном Панис и Трулли, конечно, выступали очень хорошо, но вот до лидеров им было по-прежнему далеко. В нормальных условиях пилоты "Prost" как в гонках, так и в квалификациях находились на границе первой десятки и не поднимались на финише выше шестого места (Панис - в Бразилии и Германии, Трулли - в Испании), а их отдельные успехи в нестандартных ситуациях (третье время Паниса в квалификации Гран При Франции или второе место Трулли в Гран При Европы) только подтверждали общее впечатление.

     Нельзя сказать, что Прост собирался мириться с таким положением вещей и не пытался ничего сделать для укрепления команды. В конце июня он избавился от Дюдо, имевшего опыт постройки двигателей формулы 1 и абсолютно не обладавшего таковым в области шасси, и взял на его место Алана Дженкинса, а затем пообещал "в несколько дней изменить всю техническую организацию команды". На деле изменения ничего не дали: Дженкинс, Бигуа и Барнард не скоординировали работу, то втроем бросаясь на одно и то же дело, то "разбегаясь по углам" и думая, что работать должен только один из них.

     Последствия не заставили себя долго ждать: руководство "Peugeot" дало Просту понять, что сотрудничество между ними может очень скоро закончиться. А уже в начале 2000 года такие же заявления начала делать и табачная компания SEITA, синие цвета торговых марок которой - "Gitanes" и "Gauloises" - автомобили "Prost" (а ранее "Ligier") несли еще с 1976 года.

На краю пропасти (2000)

Оба партнера Проста все же не исполнили своих угроз - в 2000 году автомобили "Prost" по-прежнему должны были оснащаться двигателями "Peugeot" и окрашиваться в синий цвет с эмблемами "Gauloises". Но по всему было ясно, что чемпионат-2000 для "Prost" - последний шанс выправить положение и что в случае таких же неудач, как в 1998-1999, ни "Peugeot", ни SEITA не захотят продолжать сотрудничество. Сам Прост понимал это лучше, чем кто бы то ни был, и уже в ходе сезона 1999 года начал третью в недолгой истории своей команды перестройку. Первым ее шагом было уже упомянутое приглашение Дженкинса на место Дюдо. Затем Прост уволил Паниса и взял на его место Ника Хайдфельда. Трулли, контракт которого истекал только в конце 2000 года, не выдержал и, разорвав его, сбежал в "Jordan". Взамен в "Prost" пришел Жан Алези, девятью годами ранее бывший партнером Проста в "Ferrari". Конструкторский штаб "Prost" - Барнард, Дженкинс и Бигуа - для чемпионата 2000 года разработал шасси "-AP03", которое, если верить его создателям, было абсолютно новой моделью с существенно измененной аэродинамикой, силовым агрегатом и подвеской. Внесла свою лепту и "Peugeot": двигатель "-A20" стал еще легче и компактнее, что позволило выгоднее разместить его на шасси.

Прост, наученный горьким опытом, уже не раздавал опрометчивых обещаний побороться за титул чемпиона, но все же сказал, что ожидает в 2000 году первой победы. Однако стоило только начаться чемпионату, как все надежды в третий раз подряд разлетелись в прах. В Австралии Алези сошел, Хайдфельд стал девятым и последним, проиграв победителю два круга. В Гран При Бразилии и Сан-Марино оба пилота не смогли финишировать... И так далее, и тому подобное. Даже просто пересечь финишную черту стало для пилотов "Prost" подвигом. Лишь один-единственный раз и Алези, и Хайдфельд смогли оба закончить гонку - во Франции (четырнадцатым и двенадцатым соответственно). Там же, в Маньи-Кур, их отношения начали накаляться - Хайдфельд в повороте Аделаида столкнулся с Алези, а когда на A1-Ринге между ними последовало еще одно столкновение, Жан и Ник разругались окончательно. Неудивительно, что уже в начале лета команда начала разваливаться на глазах. В "Peugeot", устав от жалоб Проста на то, что их мотор не может конкурировать с двигателями лидеров, наконец решили не выкидывать деньги на ветер и прекратить свою программу в формуле 1, не особо даже стараясь при этом достойно завершить сезон. Прост заикнулся было Норберту Хаугу, что неплохо было бы получить в 2001 году моторы "Mercedes", упирая на то, что именно он, Прост, трудоустроил Хайдфельда, пользовавшегося поддержкой немецкого концерна, но тут же получил решительный отказ. Затем ушел разочарованный Дженкинс, SEITA объявила о прекращении финансовой поддержки, Хайдфельд получил на 2001 год предложение от Петера Заубера и, естественно, не стал раздумывать. Прост делал отчаянные попытки спасти команду, найдя богатого покупателя. Сначала он предложил акции немцам из "UFA Sport", затем Флавио Бриаторе. Но оба потенциальных покупателя сначала поставили главным условием уход Проста из команды - как видно, предпринимательские способности оказались явно не под стать гоночному таланту четырехкратного чемпиона мира, - а затем и вовсе отказались от сделки. Какое будущее ожидало "Prost Grand Prix", не знал никто.

Команда без национальной идеи (2001)

Помочь Просту выбраться из тупика решил сам Берни Экклстоун, явно озабоченный надвигавшимся крахом единственной пока французской команды формулы 1. Он сумел убедить руководство "Ferrari" начать поставки двигателей Просту примерно на тех же правах, что и "Sauber". Как говорилось в начале сезона, это должно было обойтись Просту примерно в 17 млн. долларов. Но оказалось, что сумма эта на самом деле заметно больше (около 25 млн.), а кроме того, "Ferrari" в обмен на двигатели потребовала от "Prost" (а также от "Sauber") всегда занимать ее позицию в спорах с FIA. Именно благодаря поддержке "Prost" и "Sauber" федерация согласилась поддержать требование "Ferrari" разрешить использование электронных систем только с Гран При Испании, а не с начала сезона, и если учесть, что в самой "Ferrari" вполне могли ввести эти системы в действие с самого начала чемпионата, то кто знает, сколько добавочных очков принесла эта комбинация команде из Маранелло...

Так или иначе, но вопрос с двигателями решился. Теперь необходимо было найти спонсоров. Обеспечить "Prost" деньгами взялась семья Диниц в обмен на 40% акций. В этом случае Педро Пауло Диницу было обеспечено место второго пилота (первым оставался Алези), но бразилец решил не садиться за руль, а сосредоточиться на управлении командой - он стал исполнительным директором "Prost". Используя свои связи с компанией "Parmalat", Педро сделал ее одним из спонсоров команды. Кроме того, на место второго пилота был приглашен аргентинец Гастон Маццакане, пользовавшийся поддержкой южноамериканской телекомпании PSN. Раскошелилась и тайваньская компьютерная фирма "Acer" - в обмен на это моторы "Ferrari" получили ее название. Прост всерьез рассчитывал еще и на "нефтяные" деньги "Repsol", для чего пригласил к себе испанца Педро де ла Росу на место тест-пилота, однако Педро буквально в самый последний момент предпочел "Jaguar".

 Ушедшего Дженкинса на посту технического директора сменил Анри Дюран. Бигуа остался на должности специалиста по аэродинамике, Барнард, как и раньше, выполнял функции технического консультанта. Результатом их работы стало новое шасси "-AP04", на котором Алези установил лучшее время на предсезонных тестах в Барселоне. Особой сенсации не получилось - скорее всего, Жан ехал с минимальным запасом топлива и на мягких шинах, и, кроме того, два года назад Трулли также стал автором лучшего времени на тестах, но в ходе сезона не смог поддерживать такую же форму, - но Прост заявил, что теперь он полон оптимизма и надеется, что его команда будет регулярно зарабатывать очки.

К сожалению, регулярности не получилось. Жан трижды финишировал в первой шестерке - пятым в Канаде, шестым в Монако и Германии, - но, конечно же, этого было маловато. В довершение ко всему, перед Гран При Венгрии из-за конфликта с Простом Алези ушел к Эдди Джордану. Сменивший его Хайнц-Харальд Френтцен в своем первом Гран При за "Prost" в Бельгии показал четвертый результат в квалификации, но заглох на старте и, естественно, очков не получил, как и во всех оставшихся гонках сезона. Не обошлось и без изменений в кокпите второго автомобиля. Перед Гран При Испании Прост пожелал Маццакане дальнейших успехов и с этими дружескими словами выпроводил его вон. На его место был взят уволенный из "Jaguar" Лючано Бурти, выступавший за "Prost" до бельгийского этапа, во время которого, столкнувшись со своим бывшим напарником Эдди Ирвайном, он получил травмы; в итоге заканчивать сезон пришлось пришедшему из формулы 3000 чеху Томашу Энге.

С миру по нитке - голому рубашка. Именно по такому принципу была создана команда "Prost" образца 2001 года. Назвать ее "национальной французской" уже не поворачивался язык: кроме руководителя, технического директора, специалиста по аэродинамике, покрышек и одного из пилотов, ничего французского в ней уже не осталось. Ну и, естественно, собранная "с миру по нитке" команда под конец сезона начала "расползаться по швам". Алези, например, ушел потому, что так и не смог заставить Проста выплатить ему обещанную по контракту сумму, а это было уже верным признаком нехватки денег. Вдобавок и Жан Тодт намекал, что своих миллионов за двигатели в Маранелло еще не получили. Да и вообще в сезоне-2001 автомобили "Prost" держали абсолютный рекорд по минимальному количеству рекламных наклеек на единицу площади. К концу сезона Прост начал срочно искать новых спонсоров, обратившись в процессе поисков даже к французскому правительству. Но, как видно, министры, четыре года назад уже помогавшие "Prost" обрести финансовую поддержку, но не дождавшиеся отдачи в виде побед, не спешили снова наступать на те же грабли. Очень сомнительные слухи о богатых бизнесменах из Канады, Тайваня, Италии или даже о нефтяных шейхах из Саудовской Аравии, будто бы готовых стать спонсорами, тоже остались не более чем слухами. В итоге 22 ноября, после окончания чемпионата, где команда "Prost" заняла девятое место с 4 очками, она была объявлена банкротом с долгами примерно в 30 млн. долларов. По французским законам Прост имел полгода, чтобы найти средства для их погашения. Переговоры с семейством Диниц закончились крупной ссорой: бразильцы согласились-таки выплатить долги и найти средства для чемпионата-2002, но лишь ценой оставшихся у Проста 60% акций, которые они предложили купить у него за сумму в... один доллар. Ален, в отчаянии наблюдая, как гибнет его команда, попытался в последний раз привлечь к ней внимание французской общественности. Но тщетно: спонсоров, готовых разом выплатить тридцать миллионов, не нашлось. Поскольку было ясно, что команда уже не сможет стартовать в сезоне 2002 года, арбитражный суд Версаля 28 января объявил о ликвидации "Prost Grand Prix".

     Впрочем, еще долго "формульный" мир жил в ожидании - а вдруг?.. Некая компания "Phoenix Finance Ltd.", возглавляемая знакомым владельца "Arrows" Тома Уокиншоу Чарльзом Никерсоном, приобрела права "Prost" в Договоре согласия, пару автомобилей "-AP04", некоторые их узлы и агрегаты, а также чертежи новой модели "-AP05", которая должна была выйти на старт в 2002 году. Гастон Маццакане радостно объявил, что образованная таким образом "команда" (названная DART) подписала с ним контракт. На Гран При Малайзии DART привезла два автомобиля, но их так и не допустили даже до предварительного технического осмотра - FIA посчитала, что юридически DART не является правопреемницей "Prost" и не может участвовать в чемпионате, не подав заявку на участие и не внеся залог в размере 48 миллионов долларов. К тому же владельцы команд явно были обеспокоены намерениями Уокиншоу получить контроль сразу и над "Arrows", и над DART. "Всплески активности" со стороны "Phoenix" продолжались до начала лета, но уже никто особо не верил, что DART сможет выйти на старт Гран При.

     Самого Проста все это уже никак не касалось и, судя по всему, не интересовало. Великий гонщик, но неудачливый бизнесмен, обрушив на своих бывших партнеров лавину ядовитых высказываний (Дженкинс, по его словам, развалил техническую базу команды, двигатели "Peugeot" можно было охарактеризовать только словами из области ненормативной лексики, французское правительство не помогло национальной команде, Диниц только и знал, что бездельничать, и т. п.), под конец заявил, что твердо намерен вернуться. "Но я больше никогда не буду заниматься гоночным бизнесом во Франции!" - сказал Прост. А это значит, что еще один проект стал частью долгой, занимательной, но, увы, очень грустной истории под названием "Исчезнувшие французские национальные команды формулы 1".

Статистика выступлений команды "Prost"

Гран При: 83 (AUS-97 - JAP-01)
Участие в гонках: 165
Очки: 35
Поул-позиции: 0
Лучшие круги: 0
Лидерство в гонках: 37 кругов (160 км)
Победы: 0
Победы в Кубке Конструкторов: 0 (лучший результат - 6 место в 1997)
Победы в чемпионате пилотов: 0 (лучший результат - 9 место Оливье Паниса в 1997)

По материалам сайта http://www.stop-n-go.ru/

 

All Rights Reserved. Created and designed by Loader
Hosted by uCoz