Меню сайта   Биография Жана Алези   Новости

главная страница

Ferrari

Benetton

Сезон 2006

Видео на CD,DVD,VHS

Автор сайта

Гостевая книга

 

И почему он выйграл только один раз?

Микеле Альборетто был одним из самых много обещающих гонщиков 80-х годов. Его карьера началась в Tyrrell , и уже после пары выигрышей он пересел за руль Ferrari. Но не сумел стать чемпионом. А когда цепочка победных Гран Призакончилась, закончился и контракт с Ferrari. Возвращение в Tyrrell было неприятным, и вскоре, хлопнув дверью, Альборетто снова покинул эту команду. У бывшего торговца деревом, а ныне владельца команды Кена Тиррелла было чутье на гонщиков и его выбор пал на звезду F3000 – Жана Алези, о чем Кен не жалеет и до сегодняшнего дня. Алези имел гораздо меньше опыта, чем Микеле Альборетто - за спиной были девять лет гонок. Вторую сине-желтую Tyrrell - Ford вел Джонатан Палмер. В своем дебютном соревновании после квалификации Алези заметно отстал от Палмера. Но только в гонках определяется, кто выигрывает и кто проигрывает. Вначале он ехал так хорошо, что продвинулся сразу на несколько позиции наверх и после 9-го круга занимал седьмое место.

Корни родившегося в Авиньоне Алези берут свое начало в Сицилии. Впервые он показал свои способности перед широкой публикой в сезоне 86- го во Франции . Цепочка выигрышей привела егок формуле 3000. Но Алези не оправдал возложенных на него средств, и тогда спонсоры перевели свои расходы на Д-Д.Лехто и Эдди Ирвайна, а Алези был вынужден поменять команду. Место нашлось у Эдди Джордана. Алези в итоге в 89-м году стал чемпионом F3000 и затем осознал, что путь его лежит к Формуле-1. Жан был взят в команду Tyrrell .

Начиная с 1990-го года Жан Алези ставил своей целью только лидерство. Начало его карьеры в F 1 было блестящим, хотя Айртон Сенна опережал время от времени настырного француза.

Редко когда в квалификации на открытии сезона увидишь столько неожиданностей, как в Фениксе 90-го. Цепочка лидеров была такова: Бергер ( McLaren ), Мартини ( Minardi ), де Чезарис ( Dallara ), Алези ( Tyrrell ), Сенна ( McLaren ) и Пике ( Benetton ). Здесь-то Алези и показал на что он способен лучше других-великолепно брать старты.

На старте повезло Бергеру, но Алези сел ему на "хвост" и на первом же повороте, когда Бергер искал нужную траекторию прохождения поворота, в лидеры вдруг вынырнул сине-белый Tyrrell . В какие времена Tyrrell был впереди? Во времена Альборетто, или того раньше - Джекки Стюарта?

Через десять кругов картина прояснилась. Победу будут делить Давид и Голиаф. Удерживающий два года подряд звание чемпиона Сенна был единственным соперником Алези. Проведший шесть сезонов в F 1, король поул-позишн, намо­ тавший тысячи километров Сенна вдруг получил в соперники французского парня, у которого за плечами всего-то восемь соревнований в F1. Да и разница между "конюшнями"и моторами была велика. Знакомый красно-белый текст табачного ги­ ганта на крыльях McLaren обеспечивал неисчерпаемые ресурсы в совершенствовании болида. Внутри McLaren был установлен мотор Honda в 690 лошадиных силах против 620-и Tyrrell Cosworth .

Сенна постепенно нагонял, Алези не сдавался. Однако, Сенна был не тем гонщиком, который упустит момент для обгона. Все-таки за его спиной были сила, умение и опыт. В конце стартовой прямой McLaren все-таки опередил Tyrrell ...

Однако, Алези и глазом не моргнул и на следующем за прямой повороте ринулся на внутреннюю сторону, хотя скоростная траектория проходила по внешней. В облаке песка и пыли оба оказались настолько близко друг к другу, что Сенне ничего не оставалось делать, как посторониться и дать Алези возможность продолжать лидировать. Уже после гонки Сенна удивлялся на выбранный Алези маневр - он был уверен, что песок и грязь под колесами всегда приводят к проблемам.

Вскоре опять та же прямая, и теперь Сенна идет по внутренней стороне поворота и на торможении обходит Алези. В этот раз он не собирался остав­ лять место для обгона и сам повел машину по гряз­ ной половине того же поворота. На следующей прямой они опять шли бок о бок, но мощный McLaren вскоре оставил Tyrrell позади и был на финише на целых восемь секунд раньше Tyrrell . Третьим при­ шел Бутсен. Сенна бурно и похвально комментиро­ вал его и Алези схватку. Игра была захватывающей, чистой и честной. Алези получил шампанское и шесть очков ЧМ. На его счет при­ бавили 34 лидирующих круга.

Не смотря на это шикарное представление, Tyrrell было далеко до совершенства в технике. Сатори Накаджима, выступавший в паре с Алези весь 1990-й набрал всего три очка. Однако, в Имоле "конюшня" все- же представила необычную новинку; нос машины подняли вверх, что давало возможность по-новому формировать воздушные потоки, обтекающие корпус машины. После тяжелой борьбы на этапе Алези взял всего одно очко.

На трассе в Монако трудно использовать достоинства мощного мотора. Конечно, лишняя лошадиная сила никогда не помешает, но вопрос в том, в каком же месте суметь и решиться надавить на газ. И хотя в Монако Алези участвовал впервые, его езда стала показательнее, чем у многих других гонщиков. Результаты квалификации поместили Алези на стартовом поле на 2 линию вслед за Сенной, который прекрасно понимал, если Алези вырвется в лидеры, то обгон, вероятно, будет уже невозможен. Однако, этого не случилось, и Алези пришлось довольствоваться вторым местом. Во время бешеной гонки, вылетая к краю трассы, Алези чуть не касался железобетонных ограждений, к тому же Бергер все время "висел" у него на заднем спойлере.

Год 90-й, вроде, начинался успешно, но затем кривая успехов поползла вниз. Уже вовсю говори­ ли о готовящемся переходе Алези в Williams , однако он стал партнером Проста и в 1991 году пересел за руль Ferrari , А год 91-й стал од­ ним из худших сезонов для этой "конюшни", в то время как Williams - Renault находился на подъеме.

На бельгийской трассе Спа-Франкошам счастье в начале еще улыбалось Алези, но недолго. Подвел мотор. Весь год был сплошной неудачей для команды. З атем начались неурядицы Проста с руковод ством Ferrari и, еще до завершения сезона на смену пришел Джанни Морбидел.

Уже все знали о больших возможностях Жана Алези. Не хватило лишь короны победителя. И никто не сомневался, что в один прекрасный день он ее добудет. Однако, ждать этого пришлось довольно долго. Перед предстоящим сезоном 91-го года Алези пообещал публике и прессе выиграть как можно больше этапов. Годом позже он призывал забыть неудачи 92-го и сосредоточиться на сезоне 93-го года - когда выигрыш, наконец, ему достанется. Не тут то было - команда Ferrari оказалась в глубоком кризисе, что сказывалось и на результатах. Для фанатов Ferrari успех команды дело ясное: в случае выигрыша- весь почет и слава любимой «конюшне», если нет - их гнев обрушивается на пилота. Алези на удивление стойко вынес все эти неудачные для Ferrari годы. "Мне пришлось пройти невероятные тест-программы, а влияние итальянской публики просто поразительно. Малейший намек неудачу - и все негодующе указывают пальцем на тебя" - комментировал Алези. Удивительное честолюбие и желание победить держало гонщика в форме и вело вперед через невзгоды к победе, до которой, иногда, было всего полшага. От этапов 94-го ожидали многого. Команда, техническим директором которой стал Жан Тодт, делала ставки сразу по нескольким позициям.

Вместе с Алези уже второй год выступал Герхард Бергер. В Бразилии Алези стартовал с третьей позиции, на ней же остался и после окончания этапа. К сожалению, 1994 год стал черным годом трагедий.

Д-Д.Лехто сломал шею в январском тести­ ровании. Затем судьбу испытал Алези - он ушиб позвонки, в результате чего над его карьерой нависла серьезная угроза. Но, к счастью, опе­ рация не потребовалась, но все же месяц он провел "на больничном".

Алези знают как веселого, плохо говорящего по-английски, коммуникабельного челове­ ка, чей темперамент нередко, однако, приво­ дил к авариям. Вот несколько примеров из длинного списка: столкновение с Мартини в 90-м, в том же году легкое повреждение шеи в резуль­ тате переворота в Японии, в Англии столкнове­ ние с Сузуки и на завершающем этапе с Лари- ни. На залитой дождем трассе Барселоны 92-го, несмотря на пару разворотов, добрался до фи­ ниша третьим - в дождь Алези ездить умеет. В Имоле причиной схода стало столкновение с Бергером. В 94-м - с Рубенсом Баррикелло. В Монако этап завершился столкновением с Brabham . Авария с Шумахером помешала закон­ чить этап в Аделаиде в 95-м. В отчаянии от пло­ хого по техническим причинам старта в 96-м пытался обогнать Мику Сало на Tyrrell . Автомобиль Сало отбросило в сторону, а Алези про­ должал гонку...

Долгожданный сентябрьский день Гран При Италии 94-го казалось станет днем Ferrari . По результатам тренировок в пятницу Алези стал первым на своем 412Т1 B 043 BV 12. На квалификации в субботу он еще улучшил свое время и на старте получил в соседи своего напарника Бергера. Тогда Алези впервые в жизни стоял на поул-по- зишн.

Двойка Алези - Бергер взяла хороший старт. Алези лидировал. Отрыв увеличивался с каждым кругом и, казалось, Жан катился к победе. Но разочарование ждало фанатов Ferrari после 14 круга, когда в машине подвела коробка передач. Год спустя Алези лидировал еще дольше, но опять угодил в боксы из-за поломки подшипника за восемь кругов до финиша.

Темперамент гонщика всегда дает публике захватывающее зрелище. На Гран При Португалии 92-го Алези бросился вперед с пятой стартовой позиции. В Монако от него ждали поул, ведь показал же он на тренировке в четверг лучшее время. Алези прошел быстрейший круги соперничал с Шумахером, пока не налетел на стальные отбойники.

На Гран При Японии 95-го опять предлагал себя в главной роли жаждущей напряженных моментов публике. Чемпионат был уже разыгран и победы Шумахера уже всем надоели. Трасса была мокрой, все гонщики ехали на "дождевых" шинах. Алези шел вторым. После наказания за неправильный старт, объявленный Алези и Бергеру, Жан откатился далеко назад. Потом, проехав круг, он поменял резину на "сухую", несмотря на все еще мокрую трассу.

После восьмого круга он уже был 15-м и быстрейшим гонщиком трассы. Здесь-то Алези и продемонстрировал свою странную способность гнать с бешеной скоростью по дождю на "сухой" резине. Через четыре круга он уже второй. К сожалению, это прекрасное представление окончилось для него сходом по техническим причинам.

Редко когда победитель оказывается так долгожданен и желанен как на Гран При Канады в 1995-м. В квалификации Алези стал всего лишь пятым, но на разогреве в день гонки показал быстрейший круг. После трети всех кругов гонки Алези шел за лидирующим Шумахером, однако его отставание было значительным. Впоследстви ситуация не менялась, но вдруг неожиданность - Benetton Шумахера замедлил скорость и направился в боксы. До финиша еще 11 кругов, а Алези гнал гнал, далеко оторвавшись от Бариккелло. Вряд ли у фортуны было еще что-либо против победы Жана, еле видевшего последние метры трассы сквозь слезы. Радости фанатов не было границ, они ринулись на трассу, хоть соревнование еще не закончилось. Ко всему прочему, этот день был еще и днем рождения Алези. Такой подарок забыть трудно.

Благодаря манере езды и желанию отдавать себя всего, Алези всегда был любимцем публики.

Совместная работа с Benetton в последние годы не принесла желаемых результатов. Жан крепко сработался с Герхардом Бергером, вместе они проработали четыре года, пока Бергер временно не покинул гонки в середине сезона 1997 года. Иногда между ними возникали конфликты, как, например в Португалии 95-го. Алези получил взбучку за то, что в подходящий момент не дал товарищу шанс на обгон. Весной 97-го у Жана и Герхарда была мысль написать вместе книгу, что также характеризует их тесное сотрудничество.

В сезоне 1997 года в составе команды Benetton Жан Алези так и не одержал ни одной по беды, хотя выступал довольно стабильно для св оего темперамента. В большей части гонок Алези завоевывал очки, а на четырех этапах был в торым. Вероятно, его приход в 96-м году в Benetton был ошибкой, которую еще можно ис-п равить. Прошло то время, когда от него жда­ ли только побед и даже чемпионского звания. Кто знает, может быть, именно теперь Алези преподнесет своим болельщикам приятный сюрприз?

Помимо гонок Жан интересуется горными лыжами и теннисом. У него есть дочь от жены Шарлотты, с которой он развелся в 92-м. Живет он в Швейцарии, в Нийоне. Имеет старый Фиат 500, Ferrari и Роллс-Ройс 1932 года, на заднее сиденье которого прекрасно умещаются дочь и подруга.

Шлем Жана Алези, правильнее Джованни, белого цвета. По краям и сзади черно-красные полосы, сверху немного синего. Такой же шлем был у Элио де Анжелиса, погибшего в 1986-м на тестах Brabham.

Жан Алези . Франция 11. 6. 1964 Авиньон
135 Гран При - стартов
1 победа
2 поул-позишн
24 быстрейших круга 225 ЧМ - очков

1989

Tyrrell

ЧМ 9.

8 очков

1990

Tyrrell

ЧМ 9.

13 очков

1991

Ferrari

ЧМ 7.

21 очко

1992

Ferrari

ЧМ 7.

18 очков

1993

Ferrari

ЧМ 6.

16 очков

1994

Ferrari

ЧМ 5.

24 очка

1995

Ferrari

ЧМ 5.

42 очка

1996

Benetton

ЧМ 4.

47 очков

1997

Benetton

ЧМ 4.

36 очков

(Биография гонщика составлена в 1997 году)

 

All Rights Reserved. Created and designed by Loader
Hosted by uCoz